Дистанционное обучение

Вход в систему дистанционного обучения

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, которое отражает все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Дистанционное обучение реализуется специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими нтерактивность. Это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время, когда перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

ООО «Центр экспертиз и обучения» использует для организации учебного процесса MOODLE.

MOODLE – универсальная система, которая содержит практически все инструменты для успешного преподавания учебных предметов дистанционно. Участие в занятии и изучения материала ученик подтверждает, отвечая на контрольные тесты. Тесты служат и для самооценки полученных знаний учеником. Метод оценки по теме – средний взвешенный. Технология системы позволяет ученику следить за успеваемостью в процессе обучения.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы и т. п.);
  • сократить время на обучение (сбор, время в пути);
  • участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

 Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования.

Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

  • Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
  • Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;
  • Экономия — значительно сокращаются расходы на поездки к месту обучения.

Формы дистанционного обучения:

  1. Чат-занятия— учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, все участники имеют одновременный доступ к чату.
  2. Веб-занятия— дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей интернета.

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

  1. Телеконференция— проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий.

  1. Телеприсутствие.

Существует много различных способов дистанционного обучения.

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversität in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала возможность упростить и автоматизировать обучение. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Спутниковые технологии дистанционного обучения в 1990-х появились в  Международной ассоциации «Знание» и в Современной гуманитарной академии.

В России датой официального развития дистанционного обучения считается 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения.

Первой стала дистанционная школа “Центр образования “Оптима”, которая предоставила ученикам 1-12 классов возможность учиться дистанционно в комфортных условиях, не зависеть от места пребывания и состояния здоровья, изучать предметы по индивидуальному графику и на своей скорости восприятия. Выпускники дистанционной школы “Оптима” получают государственные документы об образовании и могут поступать в любое высшее учебное заведение мира.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Согласно приказа 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как очно, так и дистанционно.

Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

  1. «Термины и определения дистанционного обучения», Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образования
  2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17
  3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
  4. Технологии Будущего: Роботы
  5. Приказ 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

В последнее время всё больше людей выбирают дистанционное обучение.

Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея “образования через всю жизнь” приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.

Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

В тоже время необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения, появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения. Так, в Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны, Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1млн. студентов.

Доступность и открытость дистанционного обучения – это возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это делает процесс обучения более доступным и организационно много проще, чем классическое обучение.

В вашем городе, где Вы живите, может не быть нужных вам курсов. Чтобы начать дистанционное обучение достаточно найти в Интернете интересующий Вас курс, зарегистрироваться на сайте и оплатить через банк стоимость обучения.

На лицо легкость организации процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, отсутствие формальные ограничения для начала обучения.

При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, при этом не нужны визы, билеты, гостиницы.

Как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов, стоимость одного дня обучения снижается, а объем учебного контента увеличивается почти в 5 раз.

Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию – появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой.

Со временем в сети появятся самые лучшие курсы дистанционного обучения по различным специальностям. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.

Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.

Появляются возможности совмещения обучения и основной деятельности.

При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других городов.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.

Студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.

Документирование процесса обучения– у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

Дистанционное обучение предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.

Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.

Хорошие результаты дает применение в ходе дистанционного обучения релаксационных пауз и других специальных приемов для отдыха обучаемого и снятия напряжений.

Использование современных Интернет технологий и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

Развитие дистанционного обучения требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения.

Совершенно новые возможности открывает использование в обучении поисковых машин. Современные поисковые машины аккумулирует в себе миллиарды документов, это огромные базы информации и наша задача использовать их в процессе обучения.

Недостатки дистанционного обучения:

Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.

Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это минус для процесса обучения. При дистанционном процессе обучения сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.

Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.

Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.

Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.

Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей. От части эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

дин из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

 Временные трудности

Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения.
Слабое использование стандартов в дистанционном обучении. Неразвитость и несовершенство стандартов затрудняет повторное использование, обмен, многократное использование, совместимость учебных материалов.
Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков, для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д.
Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий.
Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом использования систем дистанционного обучения и сложностью мотивации слушателей.

 Перспективы развития дистанционного обучения в России

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности.

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что  позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.

Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

  • Мультимедийность – озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;
  • Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
  • Использование потокового аудио и видео.
  • Многообразие  контрольных и тестовых заданий;
  • Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;
  • Общение слушателей между собой;
  • Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.